Портфолио
Слои памяти, 2024 - 2025

Метафора памяти человека с прямой отсылкой к культурным слоям.
Обретение опыта в течение жизни – линейный процесс. Как и процесс создания ваз: подчеркнуто послойное возведение формы в технике ручной лепки. Но линейна ли память?

Яркая вспышка, осколочный фрагмент, остывший и стертый временем след? Через работу с поверхностями форм я размышляю о том, как ощущаются воспоминания человеком.

Photo by Jacob
Photo by Oliver
Photo by Leo
Photo by Lea
Photo by Kolya
Photo by Adam
Photo by Paul
Photo by Leopold
Photo by Fabrice
Photo by Alex
Photo by Katie
Photo by Mohd
Photo by Arnaud
Photo by Tiana
АРТЕФАКТЫ
Фантазия о том, что бы я могла найти в археологических раскопках.
Первые фигуры появились в рамках проекта Праматерь. Сейчас это регулярно пополняемая серия, выпускаемая ограниченным тиражом.
Photo by Jacob
Photo by Kolya
Photo by Oliver
Photo by Leo
Photo by Paul
Photo by Lea
Проект Праматерь, 2022
Серия керамических объектов, посвященных теме самовосприятия человека в мире с доисторических времен до наших дней через анализ трансформации образов Богинь-матерей: от “палеотических Венер” к иконографии Богородицы.

Преимущественно работы "Праматери" строятся вокруг национальных русских женских образов (как светских, так и религиозных). В процессе работы я обращалась к фигурам палеотических венер, изучению языческих славянских богинь, иконографии Богородицы, русской глиняной игрушке, живописным полотнам с национальным колоритом.

Проект был представлен в Российском Этнографическом музее в рамках этнофорума “Россия в узорах. Керамика”. Тема выступления: “Быль и вымысел: русская женщина в скульптуре малых форм” (август 2022 года). Некоторые объекты проекта были выставлены в галерее «Мастер» в рамках фестиваля «Арт-массштаб» (июль 2023 года).
Восковые перлы, 2022. Скульптура.
Керамика, янтарные бусины, медная проволока
Высота: 20 см

Янтарь пользовался популярностью в русской, особенно крестьянской среде. Например, на русском Севере бусы из янтаря (“восковые перлы”), надевали на невесту перед венцом в качестве оберега от порчи.
Янтарные бусы, использованные в работе, являются семейной реликвией. Это особенная для меня работа, дань памяти бабушке.

Объект “Цикл”, 2022. Керамика, инкрустация фарфором
Высота: 17 см
Серия состоит из 4 взаимосвязанных между собой предметов: фигурка в виде Венеры Хотылевской с подставкой и шкатулка с крышкой, отсылающая к реликвариям. Реликварий - вместилище для хранения ценных реликвий, имеющих сакральное значение. В христианской культуре, как правило, в реликварии хранятся нетленные мощи святых. В работе над объектом меня интересовала психология почитания мощей: сохраняя останки человека, мы сохраняем с ним связь. Объект, отсылающий к реликвариям, дополнен инкрустацией осколками - остатками отдельных разбитых фарфоровых предметов из семейных сервизов, собираемых мною в течение года. Это дополняет идею о назначении реликвария - сохранение связи с родственниками даже после их смерти. Фигурка беременной женщины, отсылающей к Венере Хотылевской вмещает в себе будущее - ребенка. Идея непрерывности жизненных циклов и обновления жизни. Так работа замыкается в смысловой круг и становится размышлением о прошлом и будущем в настоящем.


Искажение, 2022. Объект
Керамика, ангобы, глазурь
Высота 20 см
3 фигурки аутентичны палеотическим венерам, найденным археологами на территории современной России. Остальные 3 - фантазия о том, как бы они могли выглядеть в эпоху создания. Фигурки расписаны с отсылкой к русской глиняной игрушке.
Серия является размышлением об истинности наших представлениях о жизни и верованиях древних людей.

Свет излучающая, 2023. Скульптура-лампа.
Керамика, ангоб, винтажный провод питания, патрон, лампа
Высота: 20 см

Скульптура является размышлением об идее непорочности зачатия. Лампа, установленная внутри скульптуры, как символ соединения плотского и божественного начала происхождения жизни (беременности).
[авто] ПОРТРЕТ. Русские художницы в керамике.
Мой первый персональный выставочный проект о первых профессиональных известных русских художницах в библиотеке и арт-резиденции Шкаф.

04.03 - 15.05.2022
Через образы русских художниц конца XIX-XX вв. я искала общие для всех людей факторы, влияющие на становление и самоидентификацию.

Среди героинь: Наталья Гончарова, Зинаида Серебрякова, Ольга Розанова, Варвара Степанова, Любовь Попова, Татьяна Маврина, Мария Якунчикова, Елена Поленова. Выбор художниц обусловлен успехом их работ на вторичном рынке и значимостью их фигур в истории изобразительного искусства.

Проект соединяет мои чувства, эмоции, опыт и взгляд на многогранность женских идентичностей через призму социологии, антропологии, психологии.

На выставке представлено более 20 керамических объектов - ваз и блюд.
Экспозиция предполагает круговой обход и делится на 4 тематических раздела, рассказывающих о факторах, влияющих на становление человека через призму образов с портретов и автопортретов известных русских художниц.

Интерактивная зона позволяет собрать собственный портрет из керамических частиц и в игровой форме поразмышлять над собственной идентичностью. Завершение экспозиции -мой собственный портрет, созданный в режиме реального времени в рамках открытой мастерской.

Возможно, мой взгляд на автопортреты известных и смелых художниц побудит Вас по-другому посмотреть на себя и задать вопрос:
“А каков мой портрет?”
Контакты
shmeleva.ceramics@yandex.ru
Санкт-Петербург, Звенигородская 9/11
Made on
Tilda